Добрый день, уважаемые студенты!
УРОК 1. Сегодня наше с вами дистанционное занятие посвящено классификации древесных растений.
Древесная флора земного шара насчитывает более 40 тысяч видов растений, большинство из которых распространены в тропическом и субтропическом поясах.
Для упрощения знакомства со всем многообразием была проведена систематизация растений.
Наиболее полная система разработана Карлом Линнеем, который в 1758 г. изложил ее в книге «Виды растений». Основная единица Линнеевской системы — вид — принята и в настоящее время. Современная систематика относит все разнообразие высших цветковых растений более чем к 150 тысячам видов.
Вид — это исторически сложившаяся в процессе эволюции совокупность организмов, имеющих общее место произрастания, свободно скрещивающихся между собой и обладающих сходными морфологическими признаками, а также биологическими и экологическими особенностями. Виды, в свою очередь, входят в более крупные систематические единицы: семейство, класс, отдел, группу.
Все растения разделяются на две группы: низшие и высшие. Высшие подразделяются на шесть отделов, из которых голосеменные и покрытосеменные включают все древесные растения. При ботаническом описании каждое растение дается под двумя названиями по так называемой бинарной номенклатуре. Вначале идет родовое название, а затем видовое, определяющее особые качества этого растения. Например, сосна обыкновенная. В случае, когда название растения приведено по-латыни, то за вторым видовым словом идет фамилия ученого, впервые описавшего этот вид. Фамилия его может быть сокращена до нескольких или до одной буквы.
Каждое отдельное растение того или иного вида в процессе роста и развития и под влиянием условий среды приобретает ряд признаков, отличающих его от других растений того же вида. Эти признаки могут иметь как наследственный характер, так и не наследственный. В первом случае это генетическая, а во втором — фенотипическая изменчивость. Так, в густых насаждениях деревья образуют узкую крону, но их потомство, выращиваемое в разреженных насаждениях, образует крону, характерную для данного вида, В то же время ряд видов древесных пород, для которых характерна широкая крона, образуют экземпляры с узкой кроной, и в их потомстве отдельные деревья вырастают также с узкой кроной.
Наследственное изменение внешних признаков может проявляться в различии формы и окраски листьев, сроков цветения и плодоношения, размеров плодов и цветков, устойчивости к неблагоприятным факторам среды, болезням и т. п. По этим отличиям виды разделяют на разновидности, формы и сорта. Так, у дуба черешчатого, для которого характерна широкая раскидистая крона, встречаются формы с пирамидальной, плакучей и шаровидной кроной.
Многие формы древесных растений по декоративности значительно превосходят растения, характерные для данного вида. Однако в потомстве той или иной формы характерные признаки наследуются обычно очень небольшим количеством экземпляров. По этой причине формы и сорта древесных пород обычно размножают прививкой или черенкованием. Название разновидности, формы или сорта при их описании приводится сразу же после названия вида. Например, тополь черный, форма пирамидальная.
Древесные породы классифицируют также по особенностям их строения, отношению к условиям произрастания и другим признакам.
По характеру развития ствола (стебля) древесные растения подразделяют на деревья, кустарники, полукустарники, кустарнички, лианы.
Деревья представляют собой крупные растения с многолетним деревянистым главным стеблем, который нарастает в высоту своей вершиной, то есть они имеют один ясно выраженный ствол и более долговечны.
Кустарники отличаются от дерева тем, что ветвление у них начинается от основания стебля (ствола) и найти в дальнейшем главный стебель трудно. Нет у кустарника четкого выделения кроны, как у дерева.
Кустарнички — низкорослые деревянистые растения, едва достигающие 0,5 м высоты. К ним относятся лесные и болотные ягодные растения: брусника, голубика, клюква и т. д.
Полукустарники — многолетние растения, у которых стебли к концу вегетационного периода деревенеют только в нижней части, а верхушки побегов остаются травянистыми и к зиме засыхают, то есть они имеют только частично одревесневшие стебли (в нижней части).
Лианы — деревянистые растения большей частью с тонким стеблем, стелющимся обычно по земле, или поднимающимся вверх по другим растениям при помощи прицепок, усиков и других морфологических приспособлений, или обвивающимся вокруг растения-опоры (актинидия, лимонник китайский, виноград и др.).
В зависимости от высоты в лесоводственной практике деревья условно делятся на:
■ деревья первой величины высотой более 25 м (сосна, ель, пихта, береза, тополь и др.);
■ деревья второй величины высотой 15-25 м (груша, ива ломкая, клен полевой и др.);
■ деревья третьей величины высотой 7-15 м (яблоня);
■ низкие деревья высотой ниже 7 м (можжевельник обыкновенный, рябина).
По характеру развития стволов деревья подразделяются на сбежистые, когда диаметр резко уменьшается с высотой, и полнодревесные (диаметр уменьшается постепенно). Сбежистый ствол, низкая широкая развесистая крона чаще встречаются у отдельно стоящих деревьев. Полнодревесный ствол с высоко поднятой и неширокой кроной бывает обычно у деревьев в густых насаждениях.
Кустарники считаются высокими, если они более 2,5 м (сирень, лещина, калина, карагана древовидная, боярышник сибирский, бузина красная), средними при высоте 1-2,5 м (смородина золотая, барбарис обыкновенный) и низкими высотой до 1 м (можжевельник казацкий, миндаль низкий, спирея японская).
Кустарники различаются и по диаметру куста:
■ ветвистые — 3-5 м;
■ средние — 1-3 м;
■ компактные — 0,5-1 м.
По интенсивности роста деревья классифицируются следующим образом:
■ деревья весьма быстрорастущие с ежегодным приростом до 2 м и более — тополь черный, тополь бальзамический, тополь дрожащий, ива белая, береза повислая, клен ясенелистный;
■ быстрорастущие с приростом до 1 м — вяз шершавый, вяз перистоветвистый, дуб красный, лиственница сибирская, сосна обыкновенная;
■ умеренного роста с приростом до 0,5-0,6 м — вяз гладкий, липа сибирская, пихта сибирская, ель колючая, можжевельник виргинский;
■ медленнорастущие с приростом до 0,25-0,3 м — груша уссурийская, яблоня сибирская, яблоня ягодная, сосна сибирская;
■ весьма медленно растущие с приростом до 0,15 м и меньше — можжевельник обыкновенный.
Кустарники по интенсивности роста подразделяются на:
■ весьма быстрорастущие — карагана древовидная, бузина красная, чубушники, форзиция, тамарикс;
■ быстрорастущие — лещина разнолистная, жимолость татарская, лох серебристый, калина обыкновенная, смородина золотая;
■ умеренного роста — клен приречный, сирень обыкновенная, сосна горная;
■ медленнорастущие — боярышник обыкновенный, ирга, облепиха крушиновая, магония падуболистная, можжевельник казацкий;
■ весьма медленно растущие — все карликовые и кустарниковые формы лиственных и хвойных древесных пород.
По долговечности деревья делятся на:
■ весьма долговечные — сосна сибирская (800-1000 лет), лиственница (600-800 лет), дуб (800-1200 лет);
■ долговечные — ильмовые (300 лет и более), груша (200-300 лет), сосна обыкновенная (350 лет):
■ средней долговечности — яблоня (100-150 лет);
■ недолговечные — ива белая (80-100 лет), тополь дрожащий (80-100 лет), рябина (60-80 лет).
Кустарники по долговечности подразделяются на:
■ весьма долговечные (протяженность жизни 100 лет и более) — боярышник, туя восточная;
■ долговечные (50-100 лет) — айва японская, калина гордовина, калина обыкновенная, можжевельник казацкий, сирень обыкновенная, сосна горная, лох серебристый;
■ средней долговечности (25-30 лет) — клен приречный, лещина, ракитник, смородина золотая;
■ недолговечные (до 25 лет) — дейция, бузина красная, форзиция, чубушник, снежноягодник, таволга.
Пo отношению к теплу древесные растения классифицируются следующим образом;
1. Вполне холодостойкие, совершенно не повреждающиеся низкими зимними температурами, переносящие морозы до -45...-50°С, а некоторые и ниже; не повреждающиеся поздними весенними заморозками — лиственница сибирская, лиственница даурская, сосна обыкновенная, сосна сибирская, ель сибирская, можжевельник обыкновенный, тополь дрожащий, береза пушистая, береза повислая, ольха серая, рябина сибирская, ива козья, тополь душистый.
2. Холодостойкие, переносящие суровые зимы, но повреждающиеся очень сильными морозами (ниже -40°С). У одних повреждается хвоя, у других — покоящиеся почки. Некоторые виды этой группы повреждаются поздневесенними заморозками. В эту группу входят пихта сибирская, липа сибирская, ильмовые, клен остролистный, тополь черный, тополь белый.
3. Сравнительно теплолюбивые, с более длинным вегетационным периодом, вследствие чего однолетние побеги не всегда успевают одревеснеть и побиваются морозами частично или полностью; все растения сильно повреждаются при очень низкой зимней температуре; многие из них повреждаются поздневесенними заморозками. Например, бархат амурский, орех маньчжурский, бересклет.
4. Теплолюбивые, с еще более длительным вегетационным периодом, побеги их часто не вызревают и погибают от мороза. В сильные продолжительные морозы у таких растений погибает полностью надземная часть, и возобновление ее происходит от спящих почек у шейки корня (тополь пирамидальный, каштан конский, орех грецкий).
5. Очень теплолюбивые, которые совершенно не переносят или плохо переносят продолжительные морозы до -10...-15°С. При такой температуре в продолжение нескольких дней они или совершенно погибают, или сильно повреждаются (кедр настоящий, эвкалипт, цитрусовые).
По отношению к влаге все древесные растения делятся на три основные группы:
1. Гигрофиты — растения влажных местообитаний. Нормально развиваются в условиях избыточной влажности. Растения требовательные к воде. В эту группу входят многие виды ив, тополя.
2. Мезофиты — хорошо растущие при достаточном увлажнении, но страдающие от избытка или недостатка влаги, то есть среднетребовательные растения. При продолжительной сухости воздуха и почвы у них наступает частичный вынужденный листопад (когда часть листьев, до 50%, желтеет и опадает). К ним относятся береза, липа мелколистная.
3. Ксерофиты — нормально развивающиеся в засушливых условиях, нетребовательные к воде, им достаточно небольшого количества влаги в почве и в воздухе. У некоторых из них листья или очень малы, или превратились в чешуйки (тамарикс). Растения, обитающие в условиях с постоянным сезонным дефицитом влаги (сосна обыкновенная, лох узколистный, ель колючая).
Различные растения для нормального роста требуют различной степени освещенности. Одни породы могут расти под пологом леса, другим необходимо солнце.
По степени светолюбия древесные растения подразделяются на следующие группы:
1. Светолюбивые — растения, произрастающие на открытых местах и не выносящие длительного затенения. Для них характерны листья с мелкоклеточной паренхимой, большим числом устьиц и высоким содержанием хлорофилла на единицу поверхности листа. В эту группу входят лиственница, сосна обыкновенная, береза, вяз перистоветвистый, лох узколистный, тополь (белый, черный, бальзамический), ива белая.
2. Породы среднего светолюбия — можжевельник, яблоня, вяз гладкий, клен ясенелистный, орех маньчжурский, боярышник, смородина золотая, жимолость татарская, ирга, спирея.
3. Теневыносливые — растения, которые на полном свету растут лучше, но могут выносить и затенение. У них хвоя и листья более темные, кроны густые, меньше пропускают света, хвоя живет 5-9 лет (у светолюбивых 1-3 года), нижние сучья долго остаются живыми, стволы медленно очищаются от сучьев, отмирание угнетенных деревьев происходит медленнее. По степени увеличения теневыносливости хвойные породы располагаются в следующем порядке: ель, сосна сибирская, пихта; лиственные породы: клен, липа, кустарники подлеска.
Светолюбие растений, как и другие экологические свойства, не есть величина постоянная для конкретного вида: меняется с возрастом. Всходы обычно более теневыносливы, чем взрослые деревья. На бедных почвах растения более светолюбивы, чем на плодородных. Важен и световой режим в течение суток. При интродукции растений из районов с коротким летним днем в места с длинным днем последние развиваются ненормально, не прекращают роста до осенних холодов и погибают от морозов.
По отношению к почве, пользуясь шкалой П. С. Погребняка, древесные породы можно расположить следующим образом:
1) древесные и кустарниковые породы богатых почв — ель, пихта, орех (грецкий, черный), дуб (черешчатый, красный), вяз гладкий, ильм, ольха черная, тополь (черный, бальзамический), ивы древовидные, граб, бук, каштан конский, ясень обыкновенный, клен (остролистный, явор, полевой, ясенелистный), липа, береза, бузина;
2) древесные и кустарниковые породы бедных почв: сосна обыкновенная, можжевельники, вяз перистоветвистый, смородина золотая, карагана древовидная и др.
По отношению к почвенному засолению растения делят обычно на две группы: галофиты (растения, естественно произрастающие на засоленных почвах) и гликофиты (растения пресных местообитаний). Значительной устойчивостью к почвенному засолению отличаются такие древесные растения, как лох узколистный, ива белая, вяз перистоветвистый, смородина золотая, жимолость татарская.
Большое значение для жизни растений имеет кислород для обеспечения дыхания и углекислый газ для образования в листьях органического вещества, то есть для фотосинтеза. В воздухе городов содержится много вредных примесей. Газоустойчивые породы — клен ясенелистный, сирень, жимолость, можжевельник (виргинский, казацкий), карагана древовидная. Плохо переносят неблагоприятные атмосферные условия, но могут существовать чубушник, ива белая, спирея иволистная, тополь, ель колючая. Более чувствительны к вредным примесям в воздухе — пихта, сосна обыкновенная, ясень, береза.
ЗАДАНИЕ 1. На основе лекционного материала составьте схемы классификации древесных растений по перечисленным признакам. Выполненные схемы необходимо прислать на электронную почту vip.lesovod2016@mail.ru до 9 декабря 2017 года
Добрый день, уважаемые студенты!
Рада приветствовать вас, на втором заочном занятии по дисциплине "Лесоводство"
1 УРОК
Как вы помните на нашей с вами очной встрече мы изучали компоненты леса и выяснили, что основными компонентами леса являются: древостой, подрост, подлесок, живой напочвенный покров. Кроме того в лесу еще много разных компонентов, которые находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. К биотическим компонентам леса, например, помимо растительности относятся животные - млекопитающие, птицы, насекомые и т.д. И для лесовода очень важно научиться видеть эти компоненты, уметь различать их, наблюдать за ними. Самый лучший способ наблюдения это конечно же прогулка по лесу, поэтому именно сегодня на уроке я предлагаю вам отправиться на виртуальную экскурсию в лес.
Чтобы отправиться на экскурсию, необходимо перейти по ссылке ЛЕСНЫЕ ТАЙНЫ, после завершения экскурсии выполните ЗАДАНИЕ 2.1.(11.11.2017)
Выполненное задание необходимо направить на электронную почту vip.lesovod2016@mail.ru до 18 ноября 2017 года
2 УРОК
Тема урока: Рост и развитие леса. Возрастные периоды в жизни леса.
Рост леса характеризуется увеличением высоты, диаметра, объема и массы деревьев, кустарников и напочвенных растений.
Развитие — качественное изменение, происходящее в процессе роста и формирования леса. Оно отличается от роста тем, что при одинаковом росте может быть различным и определяется по внешним морфологическим, таксационным и физиологическим признакам. Одним из наиболее наглядных признаков изменения качества в процессе роста леса является плодоношение. У деревьев одинакового роста и возраста плодоношение может наступить в разное время их жизни.
Продуктивность древостоя измеряется накоплением древесной массы за определенный период времени в виде запаса (в кубических метрах). Темпы накопления запаса древесины зависят от древесных пород, условий среды и хозяйственной деятельности. В зависимости от того, насколько потребности древесных пород обеспечиваются благоприятными условиями, и будет варьировать продуктивность леса. Продуктивность биологическая включает не только древесный запас, но и зеленую массу.
Рост и развитие древесных пород являются функцией времени и условий среды. Будучи в состоянии самосева, молодые деревца имеют малоразвитую корневую систему и небольшую листовую поверхность. По мере разрастания корней и увеличения числа листьев ассимилирующая способность крон возрастает, увеличивается прирост древесины. Так продолжается до появления в кроне плодов или шишек. С наступлением плодоношения деревьев рост их в высоту замедляется и по мере старения почти прекращается. Период молодняка характеризуется высоким темпом прироста ствола по высоте, который продолжается в возрасте жердняка и замедляется после начала плодоношения. В средневозрастном и приспевающем насаждениях у деревьев усиливается плодоношение и резко снижается рост в высоту. Наступает спелость, а затем старение и распад спелого древостоя. Однако еще в возрасте приспевания отдельные деревья обильно плодоносят, распространяют семена, которые прорастают и образуют под пологом спелого леса молодое поколение, заменяющее старые деревья.
Таким образом со времени появления всходов и до смены этого поколения новым происходят возрастные изменения всего облика леса, которые можно разделить на периоды.
Возрастные периоды жизни леса: молодняк, жердняк, средневозрастный, приспевающий, спелый и перестойный.
Молодняк — насаждение I класса возраста, т. е. хвойные и твердолиственные семенные древостой в возрасте до 20 лет, мягколиственные и твердолиственные порослевые в возрасте до 10 лет.
Жердняк — древостой, находящийся в периоде интенсивного роста, когда стволы имеют размеры жердей (II класс возраста, т. е. от 21 до 40 лет хвойные, твердолиственные семенные и от 11 до 20 лет мягколиственные и твердолиственные порослевые) .
Средневозрастный — это такой древостой, который интенсивно растет и в возрастном отношении находится примерно посередине между периодами возникновения и спелости. Это древостой хвойных и твердолиственных пород семенного происхождения в возрасте от 41 до 60 лет, а мягколиственных и твердолиственных порослевых в возрасте от 21 до 30 лет.
Приспевающий — древостой, замедливший свой рост, но не достигший спелости. Это хвойные и твердолиственные семенного происхождения в возрасте 61—80 лет, а мягколиственные и твердолиственные порослевые в возрасте от 31 до 40 лет.
Спелый—древостой, замедливший рост по высоте, но еще способный увеличивать прирост древесины по диаметру. Это хвойные и твердолиственные семенного происхождения в возрасте от 81 до 100 лет или 101 —140 лет, а мягколиственные и твердолиственные порослевые в возрасте от 41 до 50 или от 51 до 60 лет.
Перестойный — древостой, почти прекративший рост по высоте, разрушающийся от старости и болезней (более 140 лет) — это хвойные и твердолиственные семенного происхождения, а также от 61 года и выше мягколиственные и твердолиственные порослевые.
Возрастные периоды в жизни леса разграничены классами возраста с определенным числом лет, хотя в пределах каждого из периодов процессы роста деревьев будут зависеть от климатических факторов, водного и почвенного режимов питания, деятельности человека и других факторов. На севере страны, например, возрастные периоды увеличены по времени. Из-за суровости климата границы между отдельными периодами менее выражены, а число лет между ними значительно увеличивается. Возрастные периоды используют для учета насаждений и планирования лесохозяйственных и других мероприятий.
Если эти возрастные периоды рассматривать с точки зрения тех процессов роста и развития, которые будут в них происходить можно применить следующее разделение на возрастные этапы:
Этап роста - начинается от появления всходов, смыкание крон в молодняке;
Этап чащи - продолжается от смыкания крон деревьев до начала усиленного роста и опада;
Этап жердняка - усиленный рост деревьев, т.е. максимальная масса листьев , физиологически активных корней. В этот период древостою требуется много влаги и питательных веществ;
Этап возмужалости или средний возраст - начинается плодоношение деревьев, замедляется вегетативный рост, снижается напряженность конкуренции между деревьями. Полог постепенно изреживается. Хорошо развивается подлесок и живой напочвенный покров);
Этап приспевания и спелости леса - замедление прироста и накопление максимального запаса древесины. Появляется подрост;
Этап распада и смены поколений
Время прохождения возрастных этапов в жизни леса существенно зависит от климатической зоны, от почвы, от состава и лесорастительных условий.
Изучив лекционный материал выполните соответствующие задания: Задание 1.(11.11.2017) - сфотографировать все возможные возрастные этапы леса вашей местности (если нет возможности сфотографировать - найдите фотоматериал в сети Интернет). Название фото должно соответствовать одному из возрастных этапов леса.
Задание 2. Изучив лекционный материал, заполните таблицу "Возрастные периоды в жизни леса и их характеристика"
Сделанные или найденные в сети Интернет фото и заполненную таблицу необходимо отправить на электронную почту vip.lesovod2016@mail.ru до 18 ноября 2017 года
Наше с вами занятие закончено, спасибо за внимание, жду ваших работ!
Добрый день, уважаемые студенты!
Рада приветствовать вас, на первом заочном занятии по дисциплине "Лесоводство"
Тема урока 1 "Понятие о лесоводстве. История лесоводства. Развитие лесного хозяйства в России.
ВНИМАТЕЛЬНО ОЗНАКОМЬТЕСЬ С МАТЕРИАЛАМИ ЛЕКЦИИ.
Лесоводство это научная дисциплина изучающая теорию, методы, способы и технологии сохранения, улучшения, неистощительного пользования, воспроизводства леса и лесоразведения; 2) практическая деятельность по выращиванию леса для получения древесины, др. продуктов леса и использования его в защитных, водорегулирующих, целебно-оздоровительных, эстетических целях.
Истоки лесоводства относятся к цивилизациям Древней Греции и Древнего Рима. В III в. до н. э. древнегреческий естествоиспытатель и философ Теофраст посвятил книгу лесным деревьям, а в I в. до н. э. римский поэт Вергилий изложил ряд положений по уходу за лесом. Повышенный научный интерес к лесоводству ярко проявился в Европе и России во второй половине XVIII в. - первой половине XIX вв. В Западной Европе это нашло отражение в создании шведским ученым К. Линнеем книги о лесоразведении, описании французом Дюамелем дю Монсо всех отраслей лесного дела. Исследования немецких ученых Г. Котта (1763-1844), Г.Л. Гартига (1764-1837), Ф. Пфейля (1783-1859) заложили основу классического лесоводства В России первые научные знания и практические результаты лесоводства, отразившиеся в ряде крупных работ, связаны с именами А. А. Нартова - «О посеве лесов» (1765); Ф. Г. Фокеля -описание естественного состояния северных российских лесов и мер по их разведению; А. Т. Болотова - «О рубле-нии, пользовании и заведении лесов» (1766) и др. Результаты теоретических и практических знаний получили отражение в учебниках Е. Ф. Зябловского «Начальные основания лесоводства» (1804) и П. А. Перелыгина «Начертание правил лесоводства» (1831).
Современное лесоводство включает сложную систему теоретических разработок и практических решений: методы, нормативы и технологии лесоводственных мероприятий - рубки спелых и перестойных насаждений, уход за лесом, восстановление леса и другие; региональные типологические классификации лесов, лесохозяйственные классификации лесов (на основе лесорастительного и лесоэкономического районирования); разделение лесов по экологическому, экономическому и социальному значению; классификация лесов по целевому назначению и режиму содержания и использования в соответствии с экологическим, экономическим и социальным значением лесов; критерии применения лесоводственных мероприятий в лесах, загрязненных радионуклидами и техногенными выбросами, и другие.
Лесоводственная наука базируется на лесоведении и связана в едином комплексе наук о лесе со множеством других: ботаникой, дендрологией, физиологией, почвоведением, гидрологией, биогеоценологией, геоботаникой. На практике лесоводство реализуется в разных формах ведения лесного хозяйства. Объектом лесоводства являются все леса. В качестве отдельных объектов лесоводство можно рассматривать участки леса и участки лесного фонда, участки лесовыращивания, а также различные комплексы этих объектов.
С развитием лесного хозяйства в России можно познакомиться по материалом презентации /istorija_lesnogo_khozjajstva_rossii.ppt
Дополнительные источники изучения материала
http://www.forestforum.ru/history.php
http://www.lesorub.ru/history/
https://www.booksite.ru/rusles/20.html#0
ЗАДАНИЕ 1.1.(21.10.2017) Подготовить доклад,сообщение или презентацию (на выбор) о любом известном лесоводе России. Материал для выполнения задания можно взять пройдя по ссылке https://www.booksite.ru/rusles/20.html#0 в разделе ИСТОРИЯ ЛЕСОВОДСТВА, РУССКИЕ ЛЕСОВОДЫ или воспользоваться другими источниками информации. Подготовленный материал необходимо направить на электронную почту vip.lesovod2016@mail.ru до 28 октября 2017 года
Тема урока 2 " Лес - целостная природная система. Роль леса в природе и жизни человека"
Лес – целостная природная система. Характерной чертой леса является то, что образующие его растения произрастают совместно, влияют друг на друга, находятся во взаимодействии с природной средой, составляют с ней динамическое единство. Лес – это не только деревья и кустарники, но и моховой, травяной, лишайниковый и другие напочвенные покровы, а также звери и птицы, насекомые, грибы, микробы, находящиеся в тесной взаимосвязи и взаимодействиях.
Среди растений леса ведущая роль, бесспорно, принадлежит деревьям. Они образуют самый верхний, господствующий ярус, который называют древостоем. В нашем лесу можно встретить такие участки, где древостой образован только какой-либо одной древесной породой, например сосной, березой. В этом случае деревья обычно бывают приблизительно одинаковой высоты и образуют единый ярус. Когда древесных пород несколько, то древостой может быть двух- или трехъярусным. При этом в нижнем ярусе всегда находятся более или менее теневыносливые деревья.
В том же нижнем ярусе можно найти подрост - молодые деревца, которые со временем должны прийти на смену основному древостою. Наличие подроста показывает, какова возобновительная способность данного участка леса.
Под деревьями в лесу обычно располагаются различные кустарники, образующие подлесок. Он занимает подчиненное положение по отношению к древостою, испытывает сильное угнетающее влияние со стороны деревьев.
Видовой состав кустарников зависит от типа леса. Это объясняется тем, что кустарники небезразличны к освещению и свойствам почвы, на которой растут. Например, орешник, или лещина растет только на достаточно богатой почве. Кроме того, кустарники являются спутниками определенных древесных пород. Они служат местом гнездования птиц, которые истребляют насекомых – вредителей леса, обогащают почву опадом своих листьев и способствуют накоплению в ней влаги. Плоды и нежные молодые листья лесных кустарников используют в пищу животные и птицы.
Разнообразные травянистые растения и мелкие кустарнички образуют травяно-кустарничковый напочвенный покров, состав которого меняется в зависимости от типа леса.
Травяно-кустарничковый покров важен для многих обитающих в лесу живых существ как источник корма.
Самый нижний ярус лесного растительного сообщества – мохово-лишайниковый покров.
И все компонент этого богатого сообщества находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, каждый их них выполняет определенную роль, а в совокупности образуя лес они выполняют очень важные роли в природе и в жизни человека.
ЗАДАНИЕ 1.2. (21.10.2017) Перейдите по ссылке и ознакомьтесь с предложенной статьей "Значение леса в жизни человека" /rol_lesov.docx После прочтения статьи, выделите три основные роли лесов для человечества, и дайте их краткую характеристику, с заполнением таблицы /zadania/zadanie2-1ot_21.10.17.docx
Выполненное задание необходимо направить на электронную почту vip.lesovod2016@mail.ru до 28 октября 2017 года