ЛесоводствоДобрый день, уважаемые студенты! УРОК 1. Сегодня наше с вами дистанционное занятие посвящено классификации древесных растений. Древесная флора земного шара насчитывает более 40 тысяч видов растений, большинство из которых распространены в тропическом и субтропическом поясах. ЗАДАНИЕ 1. На основе лекционного материала составьте схемы классификации древесных растений по перечисленным признакам. Выполненные схемы необходимо прислать на электронную почту vip.lesovod2016@mail.ru до 9 декабря 2017 года
Добрый день, уважаемые студенты! Рада приветствовать вас, на втором заочном занятии по дисциплине "Лесоводство" 1 УРОК Как вы помните на нашей с вами очной встрече мы изучали компоненты леса и выяснили, что основными компонентами леса являются: древостой, подрост, подлесок, живой напочвенный покров. Кроме того в лесу еще много разных компонентов, которые находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. К биотическим компонентам леса, например, помимо растительности относятся животные - млекопитающие, птицы, насекомые и т.д. И для лесовода очень важно научиться видеть эти компоненты, уметь различать их, наблюдать за ними. Самый лучший способ наблюдения это конечно же прогулка по лесу, поэтому именно сегодня на уроке я предлагаю вам отправиться на виртуальную экскурсию в лес. Чтобы отправиться на экскурсию, необходимо перейти по ссылке ЛЕСНЫЕ ТАЙНЫ, после завершения экскурсии выполните ЗАДАНИЕ 2.1.(11.11.2017) Выполненное задание необходимо направить на электронную почту vip.lesovod2016@mail.ru до 18 ноября 2017 года 2 УРОК Тема урока: Рост и развитие леса. Возрастные периоды в жизни леса. Рост леса характеризуется увеличением высоты, диаметра, объема и массы деревьев, кустарников и напочвенных растений. Развитие — качественное изменение, происходящее в процессе роста и формирования леса. Оно отличается от роста тем, что при одинаковом росте может быть различным и определяется по внешним морфологическим, таксационным и физиологическим признакам. Одним из наиболее наглядных признаков изменения качества в процессе роста леса является плодоношение. У деревьев одинакового роста и возраста плодоношение может наступить в разное время их жизни. Продуктивность древостоя измеряется накоплением древесной массы за определенный период времени в виде запаса (в кубических метрах). Темпы накопления запаса древесины зависят от древесных пород, условий среды и хозяйственной деятельности. В зависимости от того, насколько потребности древесных пород обеспечиваются благоприятными условиями, и будет варьировать продуктивность леса. Продуктивность биологическая включает не только древесный запас, но и зеленую массу. Рост и развитие древесных пород являются функцией времени и условий среды. Будучи в состоянии самосева, молодые деревца имеют малоразвитую корневую систему и небольшую листовую поверхность. По мере разрастания корней и увеличения числа листьев ассимилирующая способность крон возрастает, увеличивается прирост древесины. Так продолжается до появления в кроне плодов или шишек. С наступлением плодоношения деревьев рост их в высоту замедляется и по мере старения почти прекращается. Период молодняка характеризуется высоким темпом прироста ствола по высоте, который продолжается в возрасте жердняка и замедляется после начала плодоношения. В средневозрастном и приспевающем насаждениях у деревьев усиливается плодоношение и резко снижается рост в высоту. Наступает спелость, а затем старение и распад спелого древостоя. Однако еще в возрасте приспевания отдельные деревья обильно плодоносят, распространяют семена, которые прорастают и образуют под пологом спелого леса молодое поколение, заменяющее старые деревья. Таким образом со времени появления всходов и до смены этого поколения новым происходят возрастные изменения всего облика леса, которые можно разделить на периоды. Возрастные периоды жизни леса: молодняк, жердняк, средневозрастный, приспевающий, спелый и перестойный. Молодняк — насаждение I класса возраста, т. е. хвойные и твердолиственные семенные древостой в возрасте до 20 лет, мягколиственные и твердолиственные порослевые в возрасте до 10 лет. Жердняк — древостой, находящийся в периоде интенсивного роста, когда стволы имеют размеры жердей (II класс возраста, т. е. от 21 до 40 лет хвойные, твердолиственные семенные и от 11 до 20 лет мягколиственные и твердолиственные порослевые) . Средневозрастный — это такой древостой, который интенсивно растет и в возрастном отношении находится примерно посередине между периодами возникновения и спелости. Это древостой хвойных и твердолиственных пород семенного происхождения в возрасте от 41 до 60 лет, а мягколиственных и твердолиственных порослевых в возрасте от 21 до 30 лет. Приспевающий — древостой, замедливший свой рост, но не достигший спелости. Это хвойные и твердолиственные семенного происхождения в возрасте 61—80 лет, а мягколиственные и твердолиственные порослевые в возрасте от 31 до 40 лет. Спелый—древостой, замедливший рост по высоте, но еще способный увеличивать прирост древесины по диаметру. Это хвойные и твердолиственные семенного происхождения в возрасте от 81 до 100 лет или 101 —140 лет, а мягколиственные и твердолиственные порослевые в возрасте от 41 до 50 или от 51 до 60 лет. Перестойный — древостой, почти прекративший рост по высоте, разрушающийся от старости и болезней (более 140 лет) — это хвойные и твердолиственные семенного происхождения, а также от 61 года и выше мягколиственные и твердолиственные порослевые. Возрастные периоды в жизни леса разграничены классами возраста с определенным числом лет, хотя в пределах каждого из периодов процессы роста деревьев будут зависеть от климатических факторов, водного и почвенного режимов питания, деятельности человека и других факторов. На севере страны, например, возрастные периоды увеличены по времени. Из-за суровости климата границы между отдельными периодами менее выражены, а число лет между ними значительно увеличивается. Возрастные периоды используют для учета насаждений и планирования лесохозяйственных и других мероприятий. Если эти возрастные периоды рассматривать с точки зрения тех процессов роста и развития, которые будут в них происходить можно применить следующее разделение на возрастные этапы: Этап роста - начинается от появления всходов, смыкание крон в молодняке; Этап чащи - продолжается от смыкания крон деревьев до начала усиленного роста и опада; Этап жердняка - усиленный рост деревьев, т.е. максимальная масса листьев , физиологически активных корней. В этот период древостою требуется много влаги и питательных веществ; Этап возмужалости или средний возраст - начинается плодоношение деревьев, замедляется вегетативный рост, снижается напряженность конкуренции между деревьями. Полог постепенно изреживается. Хорошо развивается подлесок и живой напочвенный покров); Этап приспевания и спелости леса - замедление прироста и накопление максимального запаса древесины. Появляется подрост; Этап распада и смены поколений Время прохождения возрастных этапов в жизни леса существенно зависит от климатической зоны, от почвы, от состава и лесорастительных условий. Изучив лекционный материал выполните соответствующие задания: Задание 1.(11.11.2017) - сфотографировать все возможные возрастные этапы леса вашей местности (если нет возможности сфотографировать - найдите фотоматериал в сети Интернет). Название фото должно соответствовать одному из возрастных этапов леса. Задание 2. Изучив лекционный материал, заполните таблицу "Возрастные периоды в жизни леса и их характеристика" Сделанные или найденные в сети Интернет фото и заполненную таблицу необходимо отправить на электронную почту vip.lesovod2016@mail.ru до 18 ноября 2017 года Наше с вами занятие закончено, спасибо за внимание, жду ваших работ! Добрый день, уважаемые студенты! Рада приветствовать вас, на первом заочном занятии по дисциплине "Лесоводство" Тема урока 1 "Понятие о лесоводстве. История лесоводства. Развитие лесного хозяйства в России. ВНИМАТЕЛЬНО ОЗНАКОМЬТЕСЬ С МАТЕРИАЛАМИ ЛЕКЦИИ. Лесоводство это научная дисциплина изучающая теорию, методы, способы и технологии сохранения, улучшения, неистощительного пользования, воспроизводства леса и лесоразведения; 2) практическая деятельность по выращиванию леса для получения древесины, др. продуктов леса и использования его в защитных, водорегулирующих, целебно-оздоровительных, эстетических целях. Истоки лесоводства относятся к цивилизациям Древней Греции и Древнего Рима. В III в. до н. э. древнегреческий естествоиспытатель и философ Теофраст посвятил книгу лесным деревьям, а в I в. до н. э. римский поэт Вергилий изложил ряд положений по уходу за лесом. Повышенный научный интерес к лесоводству ярко проявился в Европе и России во второй половине XVIII в. - первой половине XIX вв. В Западной Европе это нашло отражение в создании шведским ученым К. Линнеем книги о лесоразведении, описании французом Дюамелем дю Монсо всех отраслей лесного дела. Исследования немецких ученых Г. Котта (1763-1844), Г.Л. Гартига (1764-1837), Ф. Пфейля (1783-1859) заложили основу классического лесоводства В России первые научные знания и практические результаты лесоводства, отразившиеся в ряде крупных работ, связаны с именами А. А. Нартова - «О посеве лесов» (1765); Ф. Г. Фокеля -описание естественного состояния северных российских лесов и мер по их разведению; А. Т. Болотова - «О рубле-нии, пользовании и заведении лесов» (1766) и др. Результаты теоретических и практических знаний получили отражение в учебниках Е. Ф. Зябловского «Начальные основания лесоводства» (1804) и П. А. Перелыгина «Начертание правил лесоводства» (1831). Современное лесоводство включает сложную систему теоретических разработок и практических решений: методы, нормативы и технологии лесоводственных мероприятий - рубки спелых и перестойных насаждений, уход за лесом, восстановление леса и другие; региональные типологические классификации лесов, лесохозяйственные классификации лесов (на основе лесорастительного и лесоэкономического районирования); разделение лесов по экологическому, экономическому и социальному значению; классификация лесов по целевому назначению и режиму содержания и использования в соответствии с экологическим, экономическим и социальным значением лесов; критерии применения лесоводственных мероприятий в лесах, загрязненных радионуклидами и техногенными выбросами, и другие. Лесоводственная наука базируется на лесоведении и связана в едином комплексе наук о лесе со множеством других: ботаникой, дендрологией, физиологией, почвоведением, гидрологией, биогеоценологией, геоботаникой. На практике лесоводство реализуется в разных формах ведения лесного хозяйства. Объектом лесоводства являются все леса. В качестве отдельных объектов лесоводство можно рассматривать участки леса и участки лесного фонда, участки лесовыращивания, а также различные комплексы этих объектов. С развитием лесного хозяйства в России можно познакомиться по материалом презентации /istorija_lesnogo_khozjajstva_rossii.ppt Дополнительные источники изучения материала http://www.forestforum.ru/history.php http://www.lesorub.ru/history/ https://www.booksite.ru/rusles/20.html#0 ЗАДАНИЕ 1.1.(21.10.2017) Подготовить доклад,сообщение или презентацию (на выбор) о любом известном лесоводе России. Материал для выполнения задания можно взять пройдя по ссылке https://www.booksite.ru/rusles/20.html#0 в разделе ИСТОРИЯ ЛЕСОВОДСТВА, РУССКИЕ ЛЕСОВОДЫ или воспользоваться другими источниками информации. Подготовленный материал необходимо направить на электронную почту vip.lesovod2016@mail.ru до 28 октября 2017 года
Тема урока 2 " Лес - целостная природная система. Роль леса в природе и жизни человека" Лес – целостная природная система. Характерной чертой леса является то, что образующие его растения произрастают совместно, влияют друг на друга, находятся во взаимодействии с природной средой, составляют с ней динамическое единство. Лес – это не только деревья и кустарники, но и моховой, травяной, лишайниковый и другие напочвенные покровы, а также звери и птицы, насекомые, грибы, микробы, находящиеся в тесной взаимосвязи и взаимодействиях. Среди растений леса ведущая роль, бесспорно, принадлежит деревьям. Они образуют самый верхний, господствующий ярус, который называют древостоем. В нашем лесу можно встретить такие участки, где древостой образован только какой-либо одной древесной породой, например сосной, березой. В этом случае деревья обычно бывают приблизительно одинаковой высоты и образуют единый ярус. Когда древесных пород несколько, то древостой может быть двух- или трехъярусным. При этом в нижнем ярусе всегда находятся более или менее теневыносливые деревья. В том же нижнем ярусе можно найти подрост - молодые деревца, которые со временем должны прийти на смену основному древостою. Наличие подроста показывает, какова возобновительная способность данного участка леса. Под деревьями в лесу обычно располагаются различные кустарники, образующие подлесок. Он занимает подчиненное положение по отношению к древостою, испытывает сильное угнетающее влияние со стороны деревьев. Видовой состав кустарников зависит от типа леса. Это объясняется тем, что кустарники небезразличны к освещению и свойствам почвы, на которой растут. Например, орешник, или лещина растет только на достаточно богатой почве. Кроме того, кустарники являются спутниками определенных древесных пород. Они служат местом гнездования птиц, которые истребляют насекомых – вредителей леса, обогащают почву опадом своих листьев и способствуют накоплению в ней влаги. Плоды и нежные молодые листья лесных кустарников используют в пищу животные и птицы. Разнообразные травянистые растения и мелкие кустарнички образуют травяно-кустарничковый напочвенный покров, состав которого меняется в зависимости от типа леса. Травяно-кустарничковый покров важен для многих обитающих в лесу живых существ как источник корма. Самый нижний ярус лесного растительного сообщества – мохово-лишайниковый покров. И все компонент этого богатого сообщества находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, каждый их них выполняет определенную роль, а в совокупности образуя лес они выполняют очень важные роли в природе и в жизни человека. ЗАДАНИЕ 1.2. (21.10.2017) Перейдите по ссылке и ознакомьтесь с предложенной статьей "Значение леса в жизни человека" /rol_lesov.docx После прочтения статьи, выделите три основные роли лесов для человечества, и дайте их краткую характеристику, с заполнением таблицы /zadania/zadanie2-1ot_21.10.17.docx Выполненное задание необходимо направить на электронную почту vip.lesovod2016@mail.ru до 28 октября 2017 года |
Слабовидящим
Делу - время
Меню сайта
Поиск
День за днем...
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |